Тема: Ханты-Мансийский АО — Югра Мои выходные на Байболаке...
Показать сообщение отдельно
Старый 27.07.2012, 01:57 (03:57)   #4
Agu
Наш человекЪ
Пять тысяч вёрст не крюк
 
Аватар для Agu
 
Город: Сургут (ХМАО)
Touareg NF 3.6 V6FSI
Регистрация: 29.09.2009
Сообщений: 5,491
Поблагодарил(а): 5,511
Благодарностей: 7,900
Репутация: 12592

Agu МагистрAgu МагистрAgu МагистрAgu МагистрAgu МагистрAgu МагистрAgu МагистрAgu МагистрAgu МагистрAgu МагистрAgu Магистр
По умолчанию

Следующий комплекс - охотничья тропа, ведущая вдоль оврага между стойбищем манси и святилищем. Здесь выставлены различные охотничьи ловушки и капканы, сделанные из дерева…



Информационный блок






Сруб для временного хранения мяса



Охотничий стан с ветровым заслоном, кострищем кондинских и сосьвинских манси: на землю стелился еловый лапник, а огонь разжигался между двух бревен. Такое нехитрое сооружение спасало на ночь охотника от непогоды…



Информационный блок


КулЕма на медведя: срабатывала быстро и жестко. Медведь, почуяв запах еды, которую клали внутри на педаль, пытался подлезть и достать ее, и в этот момент сверху на спину или задние лапы падало огромное бревно…



Информационный блок


Охотничий лабаз на невероятно высокой ножке. У этого лабаза отсутствуют какие-либо двери или окна. Охотник аккуратно выдвигал одну из досок из дна лабаза и закладывал внутрь патроны или шкуры…



Ловушка-рогатина на лису: вертикально стоящее бревно расщепляется вверху и на высоте 1,5-2 метра от земли ставится распорка. На эту распорку надевается заранее подготовленная замороженная рыба таким образом, чтобы она могла крутиться. Лиса, встав на задние лапы, пытается достать приманку, у нее ничего не получается, и в итоге, ее лапа застревает в узкой части расщепленного бревна…



Письмо охотника - зашифрованное сообщение, например о том, что на этом месте убили медведя…



Ловушки на мелкую боровую дичь, на лису и на соболя. Принцип работы ловушки-слопец на соболя очень похож на ловушку на медведя. Соболь, забравшись на бревно, двигается по направлению к приманке, и в последний момент ловушка над ним захлопывается…



Информационный блок


Наконец, тропа выводит к Святилищу, и между этими двумя комплексами расположен навес для Медвежьего праздника - сюда клались останки убитого медведя для ритуалов. Считалось великим грехом убивать больше животных, чем можешь съесть, а у медведя, как у Хозяина Тайги, после убийства просили прощения - в этом и заключался Медвежий праздник. Этот обряд характерен для многих народов, причем большинство народов соблюдали этот обряд как-то по-своему. Особенностью хантов и манси была постановка костюмированной драмы перед тушей убитого медведя, возлежавший на навесе, после чего мясо съедали с соблюдением строгих обрядов…



Наконец, само Святилище, куда ведет узкая тропа между двумя оврагами. Оно расположено на маленькой заповедной поляне, вход на которую стережет идол, отдаленно похожий на половецкого истукана…



Информационный блок


Святость жертвенного места и местонахождения духа проявляется как в названии, так и в отношении к этому месту. На протяжении реки Обь по Ханты-Мансийскому округу много всеобщих, особо значимых святых мест: Вежакоры, Калтысяны, Войтехово и т.д.

Их встречающихся на священных местах вещей важнейшими являются идолы, амбарчики на сваях для духов. На некоторых есть по несколько духов целая семья – отец, мать, дети и прислуга. Так, общество духов может быть весьма многочисленным, особенно у северных остяков – хантов.

Священный уголок с композицией из семи идолов заслуженного художника Г.С.Райшева и священным амбарчиком на двух сваях, срубленным Н.Л.Володиным, за годы существования музея "Торум Маа" завоевал истинное уважение и почитание как у представителей коренной национальности Ханты-Мансийского округа, так и у жителей города, и многочисленных гостей других национальностей. Люди сюда идут с дарами: тканями, ленточками и даже ценными шкурками. Ханты и манси здесь нашли место поклонения духу истока Оби Ас тый Ики, которое находилось когда-то в районе п.Белогорье. Здесь они проводят церемонии жертвоприношения.

Отношение человека к священным местам должно быть всегда полным почитания, уважения и страха. Недоступным и опасным на этих местах для всех является рубка деревьев, сбор ягод, охота и рыбалка, иначе говоря – присвоение собственности местного духа.

Прекрасно описано священное место в записанной вогульской песне А.Регули, которая поучает молодую сноху, как она должна вести себя у святыни. "Позади дома твоего свекра стоит береза в сережках, в золотых сережках, береза в серебряных сережках там стоит. И вот ты задумала: "Хочу сорвать сережку, две сережки хочу сорвать". Не делай этого! Там, где твой свекор кланяется богам, там, где твой свекор кланяется духам, там нет ни капельки места, там нет ни одной единственной веточки, где бы не висели волосы медведя, где бы не висели волосы лося, там нет ни одной единственной веточки, где бы не было прикреплено серебро". Таким богатым и прекрасным является священное место в фантазии, а много из этого можно видеть в действительности: "маленьких богов, "волосы" зверей, серебро, и иногда золото".


Еще один комплекс идолов расположен на самом Святилище. Ханты и манси воспринимают их как семь сыновней верховного бога Нуми Торума. Правда, они современные, но вырезал их Г.Райшев - заслуженный художник Югры, сам этнический хант, всю жизнь занимавшейся национальной мифологической живописью и скульптурой…



Стич загадывает желание…



Информационный блок


Суван - навес для хранения инвентаря, лодок…



Информационный блок






Agu вне форума   Ответить с цитированием Вверх
Поблагодарили:
AlexSur (27.07.2012)